Стефаненко Т. Этнопсихология

Исторические изменения в соотношении постыдного и внестыдного показаны на примере разных антропологических типов. Соловьев утверждал, что самоочевидность переживания стыда глубже самоочевидности картезианского мышления: Человек правильно видит себя только в минуты стыда - эту мысль высказывает К. Льюис уже в ХХ веке [ В этом отношении важную роль в формировании современной как западной, так и российской культуры сыграло понимание пространств постыдного и внестыдного в античном и средневековом обществах. Древнегреческая крито-микенская культура — представитель ранних монархий.

Соционический форум .

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Стыд - ориентация на внешнюю оценку что скажут или подумают окружающие? Вина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести самообвинение.

О КУЛЬТУРЕ ВИНЫ В ЗАПАДНОМ ХРИСТИАНСТВЕ vol.4 большая работа о различии Стыд – страх перед божеством (идолом) общего мнения, страх.

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины".

В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора. Культура стыда - автор термина - Рут Бенедикт,"Хризантема и меч. Модели японской культуры" - модель культуры, при которой центральное значение придается переживанию стыда и позора. Многие восточные культуры построены на культуре стыда.

Основным мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала. Культура вины - традиция, при которой центральное значение придается переживанию человеком вины за свои ошибки. Более распространена в европейской цивилизации.

Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины.

Анализ регулятивов стыда, страха, вины предприняли Ю.М. Лотман, Противоположность культуры стыда и культуры вины стала.

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт"Хризантема и меч. В главе"Нравственная дилемма" Р. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято. Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию.

Он смотрит на себя глазами других.

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры

То есть стыд — это то чувство, которое испытываешь, если не слушаешь свое сердце. То чувство, которое возникает, если не поступаешь, как велит тебе сердце, не поступаешь, как следует поступить, как правильно поступить. А если ты не соблюдаешь установленные правила, будь то писанные или неписаные, ты должен испытывать чувство стыда. Такова схема жизнедеятельности японского общества, где стыд выступает регулирующим фактором.

Давайте в первую очередь рассмотрим, какие действия в японском обществе принято считать постыдными. Одной из самых постыдных вещей в Японии считается поставить другого человека в затруднительное положение, доставить ему неудобства или неприятности.

Культура страха: зачем государство и СМИ манипулируют нашими .. Почему мы не обязаны испытывать стыд и как с ним бороться.

Общался себе на форумах. Зашел, значит, и рассказал о вспышках своего темперамента. Думает, рядом одноквадренники, дуалы, они поймут. А может быть еще и пригодится кому его рассказ. Но…как во всякой сказке, без проблем не бывает. Набежал народ, началась ожесточенная брань то есть битва, в смысле — дискуссия.

Вы точно человек?

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С. С точки зрения эволюционной можно считать установленным факт постепенного совершенствования идеи С. Стремление избежать чувства стыда можно назвать стыдливостью. Стыд является регулятором и ограничителем человеческой деятельности, позволяющий соблюдать правила общественного и личного поведения.

Блогер и автор кни Бабаута рассказывает, как избавиться от страха и стыда. Отпустите негативные эмоции, которые мешают вам.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически че-ловеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания и бойкота: Тебя будут ругать" — набор аргументов, с помощью которых мать взывает к сознанию непослушного ребенка. Японская мать неспроста пугает шалуна:

Вина и стыд как механизмы, социального контроля

От культуры стыда к культуре вины Страшно впасть в руки Бога живого! В данной же главе речь будет идти о том, какие формы приняли эти идеи Гомера в эпоху архаики. Поскольку то, о чем мне придется говорить, должно быть понятно и неспециалисту, необходимо в первую очередь сделать более-менее отчетливыми различия между религиозными идеалами архаического века и позицией Гомера. Сознаю, что эти термины еще сами нуждаются в объяснении, что они, вероятно, 49 внове для большинства классических ученых и что они создают возможность недопониманий.

Культура стыда и виныЯкщо в культурі велике значення почуття на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Статьи по семиотике культуры и искусства С. О Лотмане Юрий Михайлович Лотман стал классиком при жизни. Во всяком случае, значительная часть интеллигенции, и не только научной, воспринимала его именно в таком качестве. Даже для тех, кто не был толком знаком с его идеями, само имя — Лотман — звучало многозначительно. Это имя тесно связывалось с другим — Тарту. Все это легко понять, ибо Лотману принадлежала львиная доля организаторской работы, в которой он проявил себя так же энергично, как и в собственно научном творчестве.

Некоторая эзотеричность тартуских встреч и языка, на котором говорили их участники, обусловлена несколькими причинами. Во-первых, здесь сотрудничали представители разных областей знания, тяготевшие к интердисциплинарным исследованиям и стремившиеся сообща выработать необходимый научный инструментарий. Терминология специальных дисциплин осложнялась новой, создаваемой в границах сообщества. Понятно, что язык такого рода не мог быть легко усвоен извне.

Далее, в условиях стесненной интеллектуальной свободы совсем не все равно, кто примет участие в конференции или в издании. Затрудненность языка могла быть еще и усилена с целью оградить сферу свободного обмена информацией от идеологического контроля и давления. Надо учесть, что семиотика как научная дисциплина не была признана вполне легальной в высоких кругах советской бюрократии и вызывала у начальства ту реакцию, которой следовало по возможности избегать разумеется, не из-за боязни сломать свою карьеру, но для продолжения нормальной работы.

Наконец, в стиле общения и языке тартуской школы сказывалось совместное переживание тайны, неотделимое от творчества, научного или художественного, и особенно сильное для тех, кто не был склонен мыслить науку как сумму готовых ответов.

Стыд, Вина, Страх. О воспитании себя и ребенка.